Краткое житие Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца
Будущий архиерей Божий родился 4/17 июня 1896 г. в дворянской семье Максимовичей на юге России в Харьковской губернии Изюмского уезда в родовом имении Адамовка. Благочестивые родители — Борис Иванович и Глафира Михайловна, нарекли своего первенца Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил. От своего архангела дивный младенец был наделен невиданной духовной силой, смирением и отвагой.
По рождению Михаил принадлежал к славному малоросскому роду Максимовичей, давшему России святителя Иоанна — митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца. Святой прапрадед Михаила с самого юного возраста зорко наблюдал из небесных обителей за своим сродником и непрестанно промышлял о нем. Отрок рос на бескрайних просторах, где среди живописных холмов и небольших водоемов уютно расположилось его родовое гнездо. Святоотеческие и семейные предания были той духовной пищей, на которой быстро возрастал Михаил. С раннего возраста он возлюбил уединение и ночную молитву.
Пройдя домашнее обучение, Михаил продолжил семейную традицию и поступил в Полтавский кадетский корпус. Новый образ жизни и новые товарищи не смогли изменить укорененный в благочестии характер блаженного отрока. По-прежнему у него на первом месте был Господь, которому он неустанно угождал. Учеба в кадетском корпусе укрепила еще более и без того сильный характер благочестивого отрока. Юный кадет имел правильное устроение, внутри него сложилась четкая и верная иерархия ценностей, которой он следовал, не взирая на лица и обстоятельства. Однажды, идя в парадном строю, он нарушил его, перекрестившись на собор. За что получил от начальства взыскание.
Душа его непрестанно стремилась к высшему, небесному, и поэтому весьма естественным было желание Михаила после окончания кадетского училища поступить в духовное учебное заведение. Но родители блаженного юноши были против, и Михаил, подобно юному Варфоломею, будущему игумену земли Русской, преподобному и богоносному отцу нашему Сергию Радонежскому, исполнил родительскую волю. Согласно желанию родителей Михаил Максимович поступил на юридический факультет Харьковского Императорского университета.
В университете, как прежде в Адамовке и кадетском училище, студента Максимовича отличало сугубое благочестие. Прекрасно успевая по всем специальным предметам, он все более углублялся в изучение науки всех наук — богословия. Как и в детские годы, любимым чтением благочестивого студента были жития святых, которые он изучал еще более глубоко и осознанно.
Окончание университета совпало с наступлением нового Смутного времени в России. Но и в этот период для Михаила по-прежнему на первом месте оставалась Церковь Божья. Он жил и страдал вместе с Матерью-Церковью. Ревность по Бозе, выделявшая блаженного юношу, позволила выдвинуть юного подвижника, наряду с маститыми почетными гражданами г. Харькова, в одну из первых церковных двадцаток — церковный совет из мирян при Храме Божьем.
Ревностно отстаивая церковное имущество, Михаил не единожды был заключен в узы. Уже в то время он был готов пострадать за правду Божью и, если на то будет воля Божья, принять мученический венец. Молитвенно сопереживая житиям святых, Михаил знал о всех многочисленных, в том числе и особо изощренных, пытках, которым подвергались святые мученики. Но любовь ко Господу, которого он возлюбил от младенчества своего, вменяла ни во что эти временные, земные муки. Святая душа юноши желала скорее соединиться с возлюбленным им Господом, он жаждал мученического венца как самого прямого и верного пути в Царствие Божье.
Но Господь Бог уготовал ему иную судьбу.
Сердцеведец Бог, испытав юного подвижника, готового пострадать за правду, возвел его на новую ступень послушания. Родители блаженного исповедника, осознав, что они могут потерять своего возлюбленного сына, решили бежать от этих ужасов безбожия. Так Промыслом Божьим семья Максимовичей оказалась в Сербии.
О, горькая беженская доля!.. Но Господь Бог и из самого плохого легко творит добро, претворяя печаль в радость. В Сербии исполнилась заветная мечта Михаила — он поступил на богословский факультет Белградского университета. Приобретая бесценные богословские знания, Михаил проходил новый искус: нужду и бедность. Чтобы помочь семье он продавал газеты. Постоянно переутомленный, он не редко засыпал на лекциях.
По окончании Белградского университета Михаил был пострижен в монашество и затем посвящен во иереи. Молодой иеромонах становится духовным наставником семинарии г. Битоль Охридской епархии. В монашестве Михаил получил новое имя, в честь своего сродника, святителя Иоанна Тобольского. Господь определил юного отца Иоанна возделывать Его духовный цветник. Благоговейный иеромонах со всем усердием принялся за это новое послушание. Он денно и нощно пребывал со своими студентами, неустанно заботясь о них. По ночам с молитвой он обходил комнаты, в которых они спали, и благословлял каждого в отдельности и всех вместе. Так же и коллективные занятия, которые он проводил, сочетались со строго индивидуальным подходом. Такая забота и любовь молодого наставника быстро стали приносить обильные плоды. Все его ученики имели высшие оценки. Молодой пастырь отдавал все свои силы и знания новому послушанию.
Но наряду с видимым подвигом служения ближним молодой иеромонах совершал и многие тайные подвиги. С момента монашеского пострига он уже никогда не ложился спать и совершал воистину всенощные бдения, очень строго постился, вкушая пищу один раз в сутки, а Великим Постом лишал себя и этой малости.
Путь преподобных отцов, который молодой иеромонах глубоко знал в теории, он с радостью проходил в своей повседневной жизни, стремительно восходя от силы в силу, получая благодать на благодать. Любовью ко Господу и ближним, упорным трудом, стеснением плоти приобрел он великое дерзновение в молитве к Богу, Его Пречистой Матери и всем святым Угодникам Божьим. Он был совершенно счастлив, ведь ранее он не мог и помыслить о таком полном единении с Господом! Его смиренное и благородное сердце переполняло чувство безмерной благодарности ко Творцу за ниспосылаемые на него благодеяния. О, этот прекрасный преподобнический подвиг! Казалось, что благоговейный молодой иеромонах не только наилучшим образом был приуготовлен к нему, но просто создан для этого пути.
Но Господь вновь готовил своему дивному избраннику новое назначение и иной путь.
Столь пречудный блаженный угодник Божий не мог укрыться в тихой обители среди милых ему сердцу студентов, но просиял во всей Сербской земле. Сам святой святитель Христов Николай (Велимирович) свидетельствовал о нем: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль, к отцу Иоанну».
Благочестие, строгая монашеская жизнь, глубокие богословские знания, бесконечная преданность и любовь ко Господу возвысили молодого иеромонаха.
В 1934 г. было принято решение посвятить его во епископа Шанхайского.
На свою первую кафедру в Китай владыка Иоанн прибыл в канун праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, так же как в свое время преподобный Серафим прибыл на место своих подвигов в Саров. Святой Иоанн пламенным молитвенным духом был подобен Саровскому столпнику. Под конец земной жизни Владыки его часто сравнивали с преподобным Серафимом Саровским, всея России Чудотворцем.
По приезде в Шанхай рутинная, размеренная и полусонная жизнь его паствы закончилась. Не все пасомые и не сразу приняли нового Владыку. Но постепенно он наладил церковную жизнь, много новых людей пришло в Церковь, во всех русских учебных заведениях стал преподаваться Закон Божий и регулярно служились молебны. Стали открываться многочисленные благотворительные организации для стариков, детей и инвалидов. Сегодня, когда по улицам больших городов бродят толпы обездоленных, измученных, бездомных людей, невольно задаешь себе вопрос: что было бы, если Чудотворец Иоанн Шанхайский оказался в современной России. Ответ очевиден; этот блаженный архиерей очень быстро навел бы порядок в городах и весях горячо любимой им Родины.
Быстро завоеванный среди шанхайской паствы авторитет давался святителю Иоанну потом и кровью. Ежедневно он служил в храмах Шанхая и занимался управлением епархии, а по ночам навещал больных, немощных и томящихся в узах.
Как правило, его никто не приглашал, он сам знал, где находятся страждущие, больные и умирающие люди. В этой особенности Владыки сокрыта тайна: почему он так быстро, зачастую даже без призывания его имени, приходит на помощь всем страждущим, недугующим, попавшим в беду людям. Если все это он совершал в своей земной жизни, насколько он ближе и скорее спешит на помощь из Царствия Небесного! Он воистину скорый помощник m неотложная, скорая Небесная Помощь.
Сам Господь Бог открывал ему, кто нуждается в помощи или предсмертном напутствии. Известны случаи, когда среди ночи он приходил к внешне здоровым людям, будил их, исповедовал и приобщал Святых Тайн. На вопрос сопровождающих его, зачем нужна такая спешка, он отвечал: «Сегодня ночью этот человек должен умереть». Так все и происходило,
А сколько безнадежно больных он исцелил своей молитвой? Об этом уже не узнает никто, потому что все свои благодеяния и подвиги милосердия он творил тайно. Он мог молиться за умирающего всю ночь. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год он умолял Господа за каждую грешную душу, испрашивая людям время для покаяния, воспитания детей, упокоения стариков. В самых тяжких и безнадежных ситуациях он укреплял отчаявшихся, говоря, что жизнь человека не в руках врачей, но в руце Божьей.
Скольким людям угрожала нищета и голодная смерть на чужбине, но по его молитвам была дана работа и кров. В приюте, организованном святителем Иоанном, он прокормил, дал прекрасное воспитание и образование многим тысячам обездоленных детей, которые платили ему любовью и преданностью. Неимоверная духовная сила Владыки проявлялась в «материализации» его молитв: возводились новые здания для многочисленных благотворительных организаций, появлялись продукты питания, которые ежедневно подавались на стол приютян. Он воистину был Пастырь добрый, денно и нощно полагавший душу свою за овцы своя.
В конце 40-х годов XX века жизнь русских эмигрантов сильно изменилась. Новые китайские власти предложили всем иностранцам покинуть страну. Большая часть уехала из Китая в СССР, небольшая группа состоятельных людей перебралась в Западную Европу, Латинскую Америку, в США и Австралию. Около 5-6 тысяч неимущих русских беженцев, не желающих ехать в СССР, не имели средств для переезда в другие страны. Всех их святитель Иоанн временно вывез на Филиппины.
Как стало известно из опросов, проведенных Фондом Иоанна Чудотворца среди «шанхайцев», проживающих в наши дни в России, святитель Иоанн, как правило, не благословлял переезд его паствы в СССР из-за того, что люди в безбожной стране неизбежно теряли веру. И, наоборот, в тех немногочисленных случаях, когда он благословлял возвращение в Россию, он своими прозорливыми духовными очами видел на многие десятилетия вперед, что этот человек способен сохранить веру и не отпасть от Церкви.
На Филиппинах, на острове Тубабао, и русские беженцы, и местные туземцы невольно задавали себе евангельский вопрос: «Кто же он, что и ветры, и стихии подчиняются ему?» По молитвам русского архиерея страшные тайфуны обходили остров стороной. Зная это, уже в наши дни многие из верных получают помощь и защиту от действия страшных природных стихий. Так было в США, России, Испании и на Кубе.
Отсутствие работы и средств к существованию не позволяли русским беженцам долгое время оставаться на острове, но обездоленные, бедные люди были никому не нужны. Ни одна страна не соглашалась принять их. И вновь святитель Иоанн пришел на помощь своей пастве. Он поехал в Вашингтон, добился встречи с помощником Президента США и убедил многих сенаторов. Его миссия, как и все, за что ни брался неутомимый архипастырь, завершилась полным успехом. Вся колония русских беженцев переселилась в США, а сам святитель Христов Иоанн отправился к новому месту служения, в Западную Европу.
В Европе даже иноверное туземное население видело и открыто исповедовало святость русского архиепископа: говорили, что святитель Иоанн — настоящий архиерей Божий, наделенный Самим Господом необычайной духовной силой. Поэтому нередко французы, англичане, голландцы, немцы называли его святым. Как и в Шанхае, он врачевал безнадежно больных, обреченных на смерть людей, независимо от их вероисповедания и национальности. Он был Воплощенной Любовью и Милосердием Божьим к падшим и страждущим людям.
Сам же Владыка, как и в юности, стремился угождать лишь Единому Богу, совершая зачастую непонятные для окружающих поступки. Так, в Марселе панихиду об убиенном сербском короле Александре он служил прямо на улице, на месте совершения ужасного злодеяния.
Храня уста, не произнося ни слова, он нередко необычным поведением вразумлял свою паству, обличая мнимым «безумием» безумие мира.
Он возродил почитание многих европейских святых, прославленных до 1054 г. Единой еще тогда Церковью. Поощрял возрождение поместных православных церквей во Франции, Голландии, Испании и проведение служб на национальных языках.
Но тучи постепенно сгущались над самим архиереем - Чудотворцем. Нападки на святителя Иоанна начались еще в Китае — пытались отравить, но Господь сохранил его. В Париже духовная дочь Владыки стала невольной свидетельницей того, как святитель Иоанн горько плакал в алтаре храма. Зависть и злоба лжебратий сказывалась все сильней. После нового назначения в США нападки только усилились. В это время он писал духовным чадам в Европу: «Если услышите, что я умер, знайте, что меня убили». Он таял на глазах, бесконечные тяжбы и суд над праведником подорвали его силы.
Архиепископ Иоанн скончался 19.06/2.07. 1966 г. в Сиэтле (США) перед Одигитрией, Путеводительницей Русского зарубежья Курской-Коренной иконой Матери Божьей Знаменье.
Вскоре, после своей праведной кончины, святитель Иоанн явился одной из преданных ему духовных чад со словами: «Скажите народу: хотя я и умер, но я жив», — тем самым как бы приглашая всех страждущих прибегать к его помощи и небесному покровительству, как многие тысячи людей делали это при его земной жизни. Теперь его паства — это весь мир и, прежде всего, земля Русская. Нет таких болезней, скорбей и проблем, которые бы не врачевались и не решались этим дивным небесным помощником и покровителем.
Неисцелимые болезни, травмы, раковые заболевания, борьба со страстями, включая наркоманию. Помощь в семейных нуждах, решение бытовых вопросов, ходатайство перед власть имущими. Покровительство путешествующим, находящимся в экстремальных условиях. Чудесное хранение в зоне боевых действий не только отдельных солдат, но крупных воинских соединений и даже авианосцев. Спасение людей, городов и целых стран от смертоносных бомбежек.
Пламенная любовь блаженного Иоанна Чудотворца к Богу и ближним дает ему великое дерзновение ходатайствовать пред Господом за всех призывающих его имя.
В 1994 г. святитель Иоанн был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за границей. Решение о прославлении Иоанна Чудотворца состоялось в присутствии Иверской Монреальской мироточивой иконы Матери Божьей, которая через три года после этого события покинула мир. Нетленные мощи святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца открыто почивают в Кафедральном соборе в г. Сан-Франциско (Калифорния, США).
По материалам Института Агиографии